Предупреждение и профилактика преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.
Развитие и использование информационно-телекоммуникационных технологий сопровождаются ростом числа преступлений - "бесконтактных мошенничеств", совершенных дистанционно с использованием телефона или сети Интернет.
Одной из самых распространенных мошеннических схем является «звонок из службы безопасности банка» и совершение хищения денежных средств под предлогом предотвращения их «списания» с банковского счета гражданина третьими лицами либо активации какой-либо бонусной программы.
Наряду с этим, получил распространение такой вид хищений, как «звонок от лица сотрудников правоохранительных органов». Преступники звонят гражданам, обращаются к ним по фамилии, имени, отчеству, сообщают, что в отношении них либо их близких родственников возбуждено уголовное дело или проводится проверка, в связи с чем возникла необходимость получить данные для аутентификации в системах дистанционного банковского обслуживания, сведения о совершенных по карте операциях или любые другие сведения.
В подобных ситуациях злоумышленники получают персональные данные гражданина, иную конфиденциальную информацию, после чего осуществляют переводы, совершают покупки с его счета в банке. Также имеются случаи, когда потерпевшие самостоятельно перечисляют на счета преступников свои деньги для прекращения уголовного преследования или процессуальной проверки.
Чтобы не попасть на уловки мошенников, необходимо всегда помнить, что работники банков и правоохранительных органов не выясняют по телефону вопросы о денежных средствах на счетах граждан либо об их банковских картах.
Когда вам звонят и под любым предлогом заводят разговор о финансах, знайте, что это мошенники. При поступлении таких звонков немедленно прерывайте соединение и не ведите разговор со звонящим.
Также по просьбе лиц, позвонивших вам и сообщивших о совершении сомнительных операций, никогда не переводите имеющиеся у вас денежные средства на указанные ими счета, тем более на счета в других банках.
Распространены случаи хищений денежных средств путем оформления онлайн-кредитов при установке гражданами программ удаленного доступа к своим электронным устройствам и передаче прав управления ими третьим лицам.
Мошенники, используя психологические и социальные приёмы и методы «атаки на человека», убеждают граждан установить компьютерные программы TeamViewer и QuickSupport либо их аналоги на свои электронные устройства, после чего получают контроль над этими устройствами и совершают хищения, оформляя онлайн-кредиты.
В преступных целях также используются различные интернет-сервисы для размещения объявлений (Avito, Юла, Drom, BlaBlaCar и другие). Путем введения граждан в заблуждение мошенники становятся владельцами идентификационных данных банковской карты или получают доступ к их личным кабинетам в мобильных банковских приложениях. Указанные действия осуществляются под предлогом перевода средств в счет оплаты товара либо осуществления предоплаты за товар, а также каких-либо услуг по фиктивной доставке товара.
Поэтому, ни при каких обстоятельствах не следует передавать свои технические устройства незнакомым и малознакомым лицам, а при использовании Интернет-ресурсов не переходить по ссылкам на сомнительные сайты.
Не сообщайте указанным лицам свои персональные данные, а также информацию о банковских картах и счетах (номера, коды доступа, пароли и т.д.), не берите по инициативе третьих лиц кредиты на своё имя и не переводите свои денежные средства либо кредитные на счета звонящих вам мошенников, представляющихся сотрудниками правоохранительных органов (прокуратуры, полиции и т.д.), социальных и иных служб, кредитных организаций. Будьте бдительны при общении по телефону и в сети Интернет.