Порядок обжалования муниципальных правовых актов Ливенского района
Общие положения
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с указанным законом и Уставом Ливенского района Орловской области систему муниципальных правовых актов района образуют:
1) Устав района Ливенского района Орловской области;
2) правовые акты, принятые на местном референдуме;
3) нормативные и иные правовые акты Ливенского районного Совета народных депутатов Орловской области;
4) правовые акты, издаваемые и подписываемые председателем Ливенского районного Совета народных депутатов Орловской области;
5) правовые акты Главы Ливенского района Орловской области, администрации Ливенского района Орловской области;
6) приказы руководителей отраслевых (функциональных) органов администрации района;
7) правовые акты председателя контрольно - счетной палаты района Ливенского района Орловской области.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными законами и законами Орловской области, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами Орловской области.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Орловской области, а также законам и иным нормативным правовым актам Орловской области.
Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Ливенского района Орловской области, противоречащие действующему законодательству, Уставу Ливенского района Орловской области, могут быть обжалованы заинтересованными государственными органами, юридическими лицами и гражданами в судебном порядке, а также опротестованы и обжалованы прокурором в установленном порядке.
Порядок обжалования нормативных правовых актов в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ
1. В соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются в районный суд по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ (требования к форме и содержанию искового заявления) и содержать данные о наименовании органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование (в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме), если они не были обжалованы и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
2. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, указанных в статье 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ (форма и содержание искового заявления).
В заявлении должны быть также указаны:
К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 АПК РФ (документы, прилагаемые к исковому заявлению) а также текст оспариваемого нормативного правового акта.
Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.
По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Более подробный порядок обжалования муниципальных нормативных актов изложен в главах 24 Гражданского процессуального Кодекса РФ и 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.