Наставничество – один из древнейших институтов человеческих взаимоотношений, имеющий многовековую историю. Наставничество как форма сопровождения, заключающаяся в передаче опыта от профессионала к начинающему, возникло в Древней Греции.
На Руси институт наставничества существовал испокон веков и первоначально носил религиозный характер. В образовательной системе России этот термин стал использоваться в педагогическом процессе в 1813 г., когда Министерство народного просвещения приняло решение о введении в учебных заведениях новой должности - наставника.
В педагогической сфере России особую роль наставничество приобрело в середине XIX в. Одним из первых о проблемах наставничества размышлял К.Д.Ушинский, который установил зависимость профессиональной подготовки ученика от уровня педагогического мастерства и опыта самого наставника.
В СССР наставничество получило распространение во всех сферах жизни советского общества - на предприятиях, в учреждениях и вузах. Особую роль наставничество играло в профессиональном и нравственном воспитании молодежи. Так, в 1975 г. наиболее отличившиеся педагоги получили почетные знаки "Наставник молодежи", а в 1981 г. — почетные звания «Заслуженный наставник молодежи РСФСР». В советский период государство понимало, что благодаря наставничеству сотрудники могли быстрее повышать квалификацию, а новички - быстрее влиться в профессиональный коллектив. Советское общество рассматривало наставничество как залог успешной карьеры.