2015-07-10 11:36:43

Пожарный аудит

Пожарный аудит — это независимая оценка пожарного риска, которая проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России. С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, который вводит совершенно новый механизм контроля и надзора за пожарной безопасностью на объектах защиты. В нем объединены многочисленные требования пожарной безопасности, действующие в России до этого. Согласно Закону, каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование и т. п.) должен иметь Систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска. Независимую оценку пожарного риска (аудит пожарной безопасности) могут осуществлять только аккредитованные в МЧС экспертные организации. Расчёты по оценке пожарного риска могут выполняться любыми физическими и юридическими лицами без аккредитации МЧС. В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска, собственник получает Заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.

Процедура проводится в случаях:

  • при оформлении пожарной декларации для объектов, где предусмотрен соответствующий расчет;
  • при обосновании надлежащего уровня пожарной безопасности для тех объектов, где требования безопасности не установлены федеральными законами.

Расчеты риска проводятся в соответствии с установленным порядком, предъявляющим к процессу определенные требования. При определении расчетных величин используются методики МЧС России.

Итоговые расчетные цифры представляют собой некую количественную меру возможности возникновения на объекте защиты возгорания, и как итог – предполагаемых последствий для людей и имущества. Например, риск гибели людей (персонала, третьих лиц, находящихся в помещении и рядом с ним).

Не проводить оценку допускается для следующих зданий:

  • жилые помещения не выше трех этажей;
  • хозяйственных построек (на дачных, садовых и прочих участках);
  • отдельно стоящих сооружений, высотой не более 2 этажей, площадью не более 300 кв.м, в случае, если в здании одновременно находится не более 50 человек.

Зачем нужна оценка пожарных рисков.

Расчет пожарного риска на сегодняшний день не является обязательной процедурой.

Однако, независимая оценка дает предприятию ряд неоспоримых преимуществ:

  • позволяет сократить количество плановых проверок представителями Госпожнадзора – до одного раза в три года (в соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375, подвергшиеся независимому аудиту пожарных рисков освобождаются от инспекций органами пожарного надзора на три года);
  • помогает избежать возможного административного наказания (оценка рисков помогает собственнику привести состояние противопожарных систем объекта в соответствие с требованиями техрегламента в полном объеме);
  • способствует снижению затрат на стандартные системы безопасности (профессиональная, независимая оценка эксперта помогает собственнику грамотно определить уровень пожарной безопасности и в результате оптимизировать свои расходы в этом направлении, избежать закупки и установки ненужного оборудования).